Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» опубликовал рейтинг самых трогательных сцен советского кинематографа. Опрос проводился в июне-июле 2021 года. Можно было выбрать несколько вариантов ответа. На начальном этапе были отобраны 50 фрагментов из известных советских фильмов. Затем редакция телеканала путём голосования выбрала 20 из них. Завершающим шагом стал онлайн-опрос в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция», на сайтах Filmpro.ru и Vesti.ru, в котором приняли участие 1034 человека.
Россияне назвали самые трогательные моменты советского кино
На первом месте оказался эпизод из «17 мгновений весны», где Штирлиц видит в кафе свою жену и не может заговорить с ней — за этот момент проголосовали 55% опрошенных. Второй в рейтинге стала песня «Десятый наш десантный батальон», которая исполняется в финале фильма «Белорусский вокзал» (52%). Чуть меньше половины респондентов (45%) отдали свой голос за сцену из киноленты «Калина красная», в которой герой Василия Шукшина приходит к старушке-матери и не решается признаться, что он её сын.
Итоговый список самых трогательных моментов из советских фильмов выглядит следующим образом:
- «17 мгновений весны», 1973. Реж. Татьяна Лиознова. Штирлиц сидит в кафе Elefant, куда приходит его жена, с которой они не виделись много лет. Супруги сидят за разными столиками, встречаясь только взглядами. На это свидание у них есть всего несколько минут, после чего она должна будет уйти, чтобы не вызвать подозрений. Штирлиц и его жена смотрят друг на друга глазами, полными любви и тоски. Играет пронзительная мелодия Микаэла Таривердиева. 55%
- «Белорусский вокзал», 1971. Реж. Андрей Смирнов. В финале картины бывшая санитарка Рая в окружении однополчан поёт песню «Десятый наш десантный батальон», фронтовые друзья плачут, вспоминая погибших на войне товарищей. 52%
- «Калина красная», 1973. Реж. Василий Шукшин. Бывший уголовник Егор Прокудин вместе со своей подругой Любой приезжает в дом к старушке, живущей на краю деревни. Она рассказывает, что много лет не видела сына. После этого разговора Егор в слезах признаётся Любе, что старушка — его мать. 45%
- «В бой идут одни «старики»», 1973. Реж. Леонид Быков. В перерыве между боями старший лейтенант Скворцов поёт народную песню «Нiч яка мiсячна» и его слушают молодые девушки-лётчицы. В следующий вылет он идёт на «огненный таран» и погибает. 44%
- «Жестокий романс», 1984. Реж. Эльдар Рязанов. Лариса Огудалова поёт знаменитый романс «А напоследок я скажу...», Паратов едва сдерживает слёзы. 38%
«17 мгновений весны»
Изначально сцены встречи Штирлица с женой в кафе не было ни в романе Юлиана Семёнова, ни в сценарии, который он писал специально для фильма. Этот эпизод режиссёру Татьяне Лиозновой предложил Вячеслав Тихонов, а ему о таких «бесконтактных» встречах с родными рассказал советский разведчик-нелегал Конон Трофимович Молодый. В сцену хотели включить и сына Штирлица, которого он якобы никогда не видел до этого, но потом решили, что ребенок в кадре будет отвлекать зрителя от главного — от тех полных любви и нежности взглядов, которыми обмениваются Штирлиц с женой. Пять минут герои безмолвно смотрят друг на друга в одной декорации, но на самом деле артисты снимались в этой сцене по отдельности. У Тихонова был первый за полгода выходной. Однако он не выдержал и приехал на съёмочную площадку посмотреть на свою экранную жену. Для Элеоноры Шашковой, студентки второго курса театрального училища, которая до этого снималась только в массовке, смотреть на пустое место и изображать мучительную тоску было сложно. Эпизод не удавался и тогда Вячеслав Тихонов просто сел напротив. Сцену сняли за час. На следующий день сниматься должен был один Тихонов, но он попросил Шашкову приехать на площадку и тоже «посидеть напротив», хоть это и не было запланировано. В сопровождении музыки Микаэла Таривердиева эта сцена стала одним из самых знаменитых эпизодов советского кино.
«Белорусский вокзал»
Текст песни «Десятый наш десантный батальон» режиссёр Андрей Смирнов предложил написать Булату Окуджаве, у которого вместе с первой строчкой родилась и мелодия. Аранжировку в виде марша сделал позже композитор фильма Альфред Шнитке. Как рассказывали участники съёмочного процесса, режиссёр просил Нину Ургант, игравшую Раю, не плакать во время исполнения песни (по его задумке плакать должны были мужчины, а она, женщина, выглядеть стойкой и сдержанной). Нине Ургант сложно было удержаться от рыданий — песню без её слез удалось снять только после нескольких дублей.
«Калина красная»
Роль старухи Куделихи должна была играть народная артистка Вера Марецкая, однако она в последний момент отказалась. На поиск замены уже не было времени, к тому же бюджет картины был сильно ограничен. И тогда режиссёру и исполнителю главной роли Василию Шукшину рассказали о Евфимии Быстровой — старушке с похожей судьбой, жительнице деревни, в которой проходили съёмки. Она потеряла на войне троих сыновей, а четвёртого не видела почти 20 лет. Сцена с Куделихой снята документально: «Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите», — сказала ей тогда Лидия Федосеева-Шукшина. Снимали старушку скрытой камерой через окно. После этого «рассказа» Евфимия Быстрова прославилась на весь Советский Союз. Она по-матерински полюбила Шукшина, говорила, что он и есть её последний потерянный сын, сильно переживала его смерть. Слава не помогла Быстровой избежать трагического конца: через два года после выхода фильма на широкие экраны она скончалась в полном одиночестве — замёрзла на печке в своём доме. Для памятника на её могиле жители села взяли фотографию Быстровой из фильма.
«В бой идут одни старики»
При подготовке к съёмкам режиссер Леонид Быков консультировался с ветеранами, слушал их истории, и в результате почти для каждого героя этой картины были выбраны свои прототипы. Существовал и реальный герой, чей подвиг лёг в основу образа старшего лейтенанта Сергея Скворцова — грузинский лётчик, младший лейтенант Вано Габуния. Во время войны Габуния был фронтовым другом и напарником трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Во время одного из боевых вылетов Габуния протаранил немецкий самолет, чтобы спасти своих товарищей.
«Жестокий романс»
Эльдар Рязанов хотел использовать в картине романсы, и из этой задумки режиссёра родилось даже название киноленты. Специально для фильма композитор Андрей Петров написал более 10 романсов на стихи Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Р. Киплинга и самого Рязанова. Тексты были тщательно отобраны режиссёром, и все песни после выхода фильма стали невероятно популярны. Но самой душевной и трогательной стала сцена, где главная героиня поёт романс «А напоследок я скажу». В кинофильме его в реальности исполняет не Лариса Гузеева, сыгравшая бесприданницу, а певица Валентина Пономарёва. Бывшая актриса театра «Ромэн», солистка трио «Ромэн» и участница многочисленных джазовых фестивалей никогда не пела романсов до этого, но откликнулась на просьбу композитора и записала все женские вокальные партии для фильма.
В основу романса легло стихотворение Беллы Ахмадулиной «Прощание» 1960 года, посвященное, как предполагается, Евгению Евтушенко, с которым поэтесса рассталась за несколько лет до этого. Во время их семейной жизни пара ждала ребенка, но по настоянию супруга Белла Ахмадулина прервала беременность. «Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в её чреве, то он убивает её любовь к себе. ...Мы не поссорились. Наша любовь не умерла — она перестала быть...», — вспоминал через много лет Евтушенко. Из стихотворения Беллы Ахмадулиной Эльдар Рязанов убрал одну строфу, но это нисколько не уменьшило эмоционального надрыва, который есть в романсе. Пластинка с записями песен из фильма «Жестокий романс» разошлась двухмиллионным тиражом, а слушатели заваливали телеканалы и радиостанции мешками писем с просьбами поставить в эфир песню в исполнении Пономарёвой.
Источник: filmpro.ru