Олимпийские игры — это площадка для рекордов, демонстрации силы и ловкости, преодоления себя и умения работать в команде. Кажется, что модные тенденции здесь сводятся к дизайну формы спортсменов и продажам лицензионной продукции. Прошедшая Олимпиада, задержавшаяся из-за пандемии на год, опровергла стереотип и показала, что спортивная площадка тоже может быть местом самовыражения и демонстрации позиции через одежду.
Театр начинается с вешалки, а Олимпиада — с церемонии открытия. В этом году внимание зрителей особенно привлекло платье певицы MISIA, исполнившей гимн Японии на пустом стадионе в Токио, — его фото разошлось по соцсетям, где пышный наряд сравнивали с облаком, сладостями и цветущей сакурой.
Автор платья, выполненного из переработанной органзы с эффектом омбре, — японский дизайнер Томо Коидзуми. Широкой общественности он стал известен в 2019 году, когда его работы заметила в Instagram Кэти Гранд. Известный стилист устроила Коидзуме стремительный взлет карьеры — уже через месяц его показ состоялся на Нью-Йоркской неделе моды.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Одеть и поддержать
Несмотря на утилитарную функцию спортивной формы, многие страны подходят к разработке ее дизайна со всей ответственностью, приглашая к сотрудничеству известных модельеров. В разные годы созданием формы национальных команд занимались Стелла Маккартни (Великобритания), Джорджо Армани (Италия), Кристиан Лабутен (Куба), Миучча Прада (Италия), а также бренды Hermes (Франция), Lacoste (Франция), Salvatore Ferragamo (Сан-Марино), H&M (Швеция) и другие.
Ralph Lauren, куртка знаменосца олимпийской сборной США с системой охлаждения RL cooling
Ветераном движения олимпийских модельеров стал Ральф Лорен, одевающий сборную США с 2008 года. В этом году одноименный бренд Ralph Lauren, разработавший для прошлых Зимних Игр согревающую одежду, вновь сделал акцент на технологичности, снабдив парадную форму американских олимпийцев системой охлаждения RL cooling. Устройство, вшитое в заднюю часть куртки знаменосца, контролирует температуру тела и при необходимости охлаждает изделие. Технология, применяемая для охлаждения компьютерных систем, пришлась кстати в условиях токийской жары.
Новым именем в олимпийской моде в этом году стала Ким Кардашьян. Принадлежащий ей бренд корректирующей одежды Skims так же выступил партнером сборной США, разработав для ее женской половины комплекты нижнего белья, пижам и одежды для отдыха в характерной для марки минималистичной стилистике, дополненной олимпийской символикой и изображением национального флага.
Skims
Запоминающийся дебют на Играх состоялся у американского бренда Telfar, чей основатель Телфар Клеменс, после обращения к нему одного из спортсменов, вызвался экипировать сборную Либерии. Выбор страны вполне объясним: родители Телфара — либерийские беженцы, после рождения сына в США они ненадолго возвращались на родину, но снова покинули ее из-за угрозы гражданской войны. В Америке дизайнер смог реализовать свой талант и обрести известность — в первую очередь благодаря ставшим культовыми сумкам из веганской кожи с логотипом Telfar, получившим название «Bushwick Birkin».
Дизайнер не только разработал форму родной для него страны, но также выступил спонсором команды и даже вышел вместе с ней на церемонию открытия Игр в качестве знаменосца. Не имея ранее опыта создания спортивной одежды, Телфар Клеменс создал для либерийских олимпийцев 70 предметов гардероба, начиная с формы и заканчивая аксессуарами, разместив на них флаг страны и логотип Telfar. Вдохновленная либерийской формой коллекция положила начало первой спортивной линии бренда, доступной для всех желающих.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Российская сборная, выступавшая в этом году под флагом Олимпийского комитета нашей страны, вновь облачилась в форму, созданную брендом Zasport, официальным экипировщиком команды. Для спортсменов и членов делегации были разработаны комплекты экипировки, состоявшие из 60 предметов — их дизайн объединил российские и японские мотивы: полоски триколора на куртках раскрываются в форме веера, принт на чемоданах напоминает побеги бамбука, а принты на футболках и линии подошвы на кроссовках вдохновлены знаменитой гравюрой «Большая волна в Канагаве». Специально для надписи TOKYO был разработан шрифт, стилизованный под японские иероглифы. Аналогичная стилистика выбрана и для символики олимпийских видов спорта.
Также дизайнеры использовали в коллекции традиционный для русского костюма элемент — оплечье — в современной интерпретации. Оно трансформировалось в графическое ожерелье вокруг шеи, нанесенное на лонгсливы, олимпийки и поло. Пожеланием удачи российским спортсменам от Zasport стали обереги, помещенные на внутреннюю сторону парадных и тренировочных костюмов. Коллекция выполнена из материалов, рассчитанных на высокий температурный режим Японии — из хлопка и других влагоотводящих, быстросохнущихих и охлаждающих тканей.
Zasport, форма российской олимпийской сборной
Есть что сказать
Прошедшие Олимпийские Игры войдут в историю не только как самые странные, в первую очередь из-за ковидных ограничений, но и как соревнования, давшие голос спортивной форме — неожиданно она переняла одну из функций повседневной одежды и стала средством выражения позиции спортсменов.
Не обошла стороной Олимпиаду тема инклюзивности и равноправия, нашедшая проявление в спортивном гардеробе. Так, обратили на себя внимание немецкие гимнастки, вышедшие на соревнования не в привычных открытых купальниках, а в комбинезонах с легинсами, скрывающими ноги спортсменок. Такая форма не запрещена правилами, но используется крайне редко. Как заявили в Федерации гимнастики Германии, девушки выбрали закрытые костюмы, чтобы заявить против «сексуализации в гимнастике».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Это решение резонирует с борьбой за права норвежских спортсменок на проходившем параллельно с Олимпиадой Чемпионате Европы по пляжному гандболу в Болгарии. Сборная Норвегии заявила о своем желании играть в закрытых спортивных шортах вместо предписанных правилами открытых плавок-бикини. Европейская федерация гандбола пригрозила команде штрафами, а затем и вовсе запретила выступать в шортах, пообещав дисквалифицировать сборную. Норвежские спортсменки были вынуждены играть в бикини, однако в матче за третье место все же вышли на площадку в шортах.
Этот прецедент вызвал широкую дискуссию о том, что спортсменки имеют право выступать в комфортной для них одежде, не испытывая чувство неловкости и сосредоточившись на игре, а не на том, не увидят ли окружающие что-то лишнее. Оплатить штраф за норвежских гандболисток уже вызвалась американская певица Пинк, поддержавшая девушек в своем Twitter-аккаунте.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Еще одним поводом для обсуждения прав спортсменов стал запрет Международной федерации плавания (FINA) использовать на Играх шапочки для плавания британской компании Soul Cap, предназначенные специально для пловцов с дредами, косичками и пышными кудрявыми волосами. Это решение вызвало шквал критики и обвинений в расизме, ведь подобными пользуются в первую очередь чернокожие спортсменки — их волосы более сухие по структуре и требуют защиты от воздействия хлора в бассейне. Для этого применяются специальные масла, но из-за них обычная шапочка для плавания соскальзывает с головы.
Суть конфликта хорошо выражает фраза Алисы Диринг, первой темнокожей пловчихи, представляющей на Олимпиаде сборную Великобритании: «Люди говорили мне, что мои волосы „слишком объемные“ для шапочки, но никогда не говорили, что это шапочка слишком мала для моих волос». FINA уже пообещала изучить проблему, «понимая важность инклюзивности и репрезентативности», и привлечь к обсуждению представителей Soul Cap.
Алиса Диринг в шапочке для плавания Soul Cap
Молчаливым высказыванием позиции стал выход участников сборной США по фехтованию в розовых защитных масках. Перед боем с Японией их надели Джейк Хойл, Кертис Макдоулд и Яйссер Рамирес, выразив тем самым свой протест против четвертого члена команды Алана Хаджича, обвиненного в сексуальном насилии и находящегося под следствием — он был на площадке в черной маске. Спортсмены выбрали розовый цвет, чтобы поддержать переживших насилие женщин и показать, что не хотят видеть Хаджича в команде и вообще на Олимпиаде.
Стильный дебют
Прошедшие Игры запомнятся и дебютными спортивными дисциплинами, призванными привлечь новых спортсменов и аудиторию. Так, в 2016 году было принято решение о внесении скейтбординга в число олимпийских видов спорта. Дебют в 2021 году получился ярким — пожалуй, это единственный вид состязаний, в котором спортсмены могут раскрыть свою индивидуальность и задать модные тенденции. Такое действо на руку брендам, желающим обратить на себя внимание молодых клиентов и привлекающих к сотрудничеству самородков, которыми богат скейтбординг.
Guess, коллекция Summer Games
Американский бренд Guess решил отметить премьеру, выпустив тематическую коллекцию Summer Games в рамках линии Originals. Дизайнеры обратились к архивной коллекции Worldwide 1989 года и перенесли винтажные принты и вышивки на футболки, худи, свитшоты, платья, кроп-топы, шорты и другие предметы уличного гардероба. Представили новую капсулу скейтеры Алекс Мидлер, Бу Джонсон, Зак Сарасено, Иш Сепеда, Бриана Кинг, Даяна Янг и Нико Хирага.
Продемонстрировать личный стиль на Олимпиаде особенно удалось скейтерам-девушкам. Так, американка Алексис Саблоне выступила в разработанных в соавторстве с ней полностью черных кедах Converse Jack Purcell; ее соотечественница Брайс Веттштейн выбрала для обуви яркие шнурки разных цветов; филиппинка Марджилин Дидал завершила свой образ массивными золотыми украшениями.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Американская скейтбордистка Лиззи Арманто, выступавшая на соревнованиях за сборную Финляндии, вышла на площадку в спортивной форме от Vans, дизайн которой она разработала сама в сотрудничестве с дизайнером Рэйчел Финли. Комплект экипировки включает в себя 12 взаимозаменяемых и функциональных предметов в сине-белой цветовой гамме.
Причудливый узор формы стал данью уважения известному финскому архитектору Алвару Аалту, чей бассейн 1939 года в форме закругленной почки без углов и ребер стал прообразом современных пулов для катания на скейте. Созданные по его подобию бассейны пользовались большой популярностью в США и дали толчок для развития скейтбординга, когда жара 1975 года осушила пулы в Калифорнии и привлекла в них молодых скейтеров.
Несмотря на кризис, поразивший в последние годы Олимпиаду в связи с допинговыми скандалами и неповоротливостью организации, новое поколение спортсменов и болельщиков может стать живительным источником для Игр, сильнее приблизив их к реальной жизни.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницы в Instagram и Facebook, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды. Статьи по теме Футбол это модно: fashion-ритейл в большой игре 20 августа 2018 г. 08:11
Источник: profashion.ru